Семинар для директоров школ Егорьевского района 18.11.11

"Формирование ключевых компетенций через систему основного и дополнительного образования"

 

НАШ ГЛАВНЫЙ САЙТ
ПЕРЕХОД 

 

Информационно-коммуникационные технологии и управление школой… Что может их связать в единое целое? Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, управленческая, хозяйственная, кадровая, научно-методическая. Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, что возможно на основе ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить оптимальное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем школы. Прежде чем ИКТ внедрять в управление руководителю необходимо иметь минимальные пользовательские навыки. Хорошее знание проблем процесса управления и наличие пользовательских навыков – условия успешного внедрения ИКТ в жизнь школы. С кого начать? Первой категорией обучаемых является администрация школы. Директор школы Кофман Т.А., завучи Артемьева Н.А. и Дерябина О.Г. прошли  обучение и  приобрели  первоначальные пользовательские навыки зная, что возможности компьютера нужны для решения управленческих проблем.  Информационно-аналитическая деятельность школы оказалась ведущей в управлении школы. Мониторинги качества образования, работа с электронной почтой  и электронными носителями являются первоочередной задачей школы на данный момент. Для эффективного руководства школы определены главные критерии отбора информации: Полнота, Конкретность, Достоверность, Своевременность. Большая часть имеющейся информации сохранена на электронные носители. Формируется электронный банк данных о школе: Данные об учениках, Данные об учителе, Отчетность, Финансы, Столовая, Хозяйство. Формируется библиотечный фонд. Идёт работа по формированию контрольно-измерительных материалов по классам, темам, предметам. Цель контроля - постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Успешно решить данную проблему по качеству обучения и преподавания удаётся с помощью применения ИКТ. Завучи школы прослеживают степень обученности учеников по классу за несколько лет. Библиотекарь Левченко Н.В. вёдёт учёт пользования библиотекой с помощью специальной программы – базы данных. Использование программных средств позволиляет иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе. Сегодня иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривается как услуга. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент. Важным разделом контроля является контроль за качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса – сложная категория, включающая несколько составляющих. Управление качеством начинаем с учительских кадров. Это начальное и конечное звено управления. Хорошее школьное правило: «прежде чем контролировать, научи!» Формой обучения являются совещания, педсоветы, заседания МО, мастер-классы. Использование ИКТ при проведении данных мероприятий вызывает интерес участников. Использование ИКТ, как и всякая идея, прошла три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения. Большую роль в «принятии» новой технологии сыграло использование компьютера администрацией школы. Не все учителя сразу осознали преимущество компьютера. Прежде всего, потому что не владели пользовательскими навыками. В школе было организовано обучение учителей, помогли  курсы «Первоначального пользователя» при КПО, учителя посещали курсы «Для учителей-предметников» в г.Орехово-Зуево, Коломне. Нужно было создать соответствующие условия, чтобы учитель переступил через барьер неприятия и страха. День за днем, год за годом демонстрировались плюсы использования компьютера. Возникла группа учителей разных предметов, готовых работать с администрацией в этом направлении. Они-то и стали опорой в реализации программы экспериментальной площадки, статус которой приобрела школа. Использование ИКТ этой группой способствовало их профессиональному росту. В необходимости использования ИКТ убеждены все члены коллектива. Психологический барьер неприятия пройден. Контроль тогда может быть действенным, когда контролируемый ощущает его результаты. Публикации учителей, администрации в прессе, участие в конкурсах, мастер-классах способствовало осознанию значимости работы каждого учителя. И оказывало влияние на весь коллектив. Сегодня более половины учительского коллектива использует компьютер в своей работе. Это помогает в управлении школой, так как часть административных функций делегирована учителям (руководители МО, председатели комиссий ). Качество работы учителя, его профессионализм неразрывно связаны между собой. В школе должна быть «внутришкольная культура»: «Культура школы отражает ведущие идеи, отражающие идеи, преобладающие в коллективе». В понятие «культура школы» входит понятие информационной культуры и работа по ее формированию в школе идет успешно. Формирование информационной культуры привело к формированию образовательного пространства школы, главной инфраструктурой которого является школьный сайт: http://school15eg.edusite.ru/ Это основной сайт школы. Созданы и работают: сайт начальной школы:  http://www.nashsk.school15eg.edusite.ru/ - администратор Дерябина О.Г, сайт воспитательной работы: http://school15eg.siteedit.ru/ - администратор Потеенко Л.А., сайт МО учителей физики и математики: http://school15eg.my1.ru/ - администратор Барыбина М.Б. Свои сайты появились и у учителей. Наполнение образовательного пространства происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности. Использование ИКТ на уроке стало обычным делом. Представление доклада с компьютерной презентацией, ответы ребят на уроке, сопровождаемые презентацией, внеклассные мероприятия, родительские собрания… Использование ИКТ позволило избежать морального износа коллектива, вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока. ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz