Тема урока: Решение задач по теме «Цилиндр».
Предмет: геометрия 11 класс
Учебник: «Геометрия 10-11», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др., 2009г
Цель:
1. Закрепить у учащихся знания о теле вращения – цилиндре (определение, элементы цилиндра, сечение цилиндра, формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра).
2. Сформировать навыки решения типовых задач.
3. Развивать пространственные представления на примере круглых тел.
4. Продолжить формирование логических и графических умений
5.Познакомить учащихся с косыми сечениями цилиндра.
План урока:
- Организационный момент (1-2 минуты)
- Повторение ранее изученного материала (10 минут)
- Цилиндры вокруг нас (исследование учащихся) (5минут)
- Закрепление: Анализ и разбор задач (работа в группах ) (20 минут)
- Сечение цилиндра плоскостью, не параллельной основанию (исследование учащихся) (5минут)
- Итог урока (3 минуты)
Ход урока
- 1. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку.
Объявить тему, цели и план урока.
Сделать запись в тетрадь.
- 2. Повторение ранее изученного материала.
Учащимся предлагается заполнить лист с заданиями.
Карточка.
1. Нанесите на рисунок основные элементы цилиндра.
2.Изобразите а) осевое сечение цилиндра; б) сечение цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра; в) сечение цилиндра плоскостью, проходящей параллельно оси цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?
3. Запишите формулы для вычисления площади поверхности цилиндра.
Что можно найти по этим формулам? Что должно быть известно в этих случаях?
Фронтальный опрос (с целью обобщения знаний и проверки выполненной работы)
- Какая фигура называется цилиндром?
Цилиндр – это геометрическое тело, состоящее из двух равных кругов, расположенных в параллельных плоскостях и множества отрезков, соединяющих соответственные точки этих кругов.
- Почему цилиндр называют телом вращения?
Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Наклонные цилиндры, прямые цилиндры, цилиндрические поверхности
- Назовите элементы цилиндра.
Основания цилиндра – равные круги, расположенные в параллельных плоскостях
Высота цилиндра - это расстояние между плоскостями его оснований.
Радиус цилиндра – это радиус его основания.
Ось цилиндра – это прямая, проходящая через центры основания цилиндра (ось цилиндра является осью вращения цилиндра).
Образующая цилиндра - это отрезок соединяющий точку окружности верхнего основания с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие параллельны оси вращения и имеют одинаковую длину, равную высоте цилиндра.
Образующая цилиндра при вращении вокруг оси образует боковую (цилиндрическую) поверхность цилиндра.
- Что представляет собой развертка цилиндра?
Разверткой боковой поверхности цилиндра является прямоугольник со сторонами H и C, где H – высота цилиндра, а C – длина окружности основания.
- Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?
Sб = H · C = 2πRH
- Как найти площадь полной поверхности цилиндра?
Sп = Sб + 2S = 2πR(R + H).
- Назовите основные виды сечений цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?
Осевое сечение цилиндра – сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра (осевое сечение цилиндра является плоскостью симметрии цилиндра). Все осевые сечения цилиндра – равные прямоугольники
Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники.
Сечение плоскостью перпендикулярной оси цилиндра. В сечении круги, равные основанию.
- Приведите примеры использования цилиндров.
Цилиндрическая гастрономия. Цилиндрическая архитектура. Цилиндры фараона
(задача с практическим содержанием).
(выступление учеников до 5 минут ).
3.Анализ и разбор задач.
Описание геометрической конструкции: АА1В1В – осевое сечение цилиндра, АВ1– его диагональ. (ПОДРОБНЕЕ СМОТРИТЕ В ТЕКСТОВОМ ДОКУМЕНТЕ)
Д/з Ӏ. № 525, 526, 521 (2), соотнесите их с рассмотренными на уроке ситуациями и решите.
ӀӀ. Проанализируйте задачи № 529, 530, 531, 533 , выделите ЕГК, составьте план решения.
4.Сечение цилиндра плоскостью, не параллельной основанию (исследование учащихся) выступление учащихся с презентацией.
5. Рефлексия:
Поставьте «+» или «-» напротив каждого утверждения:
- Я знаю определение и основные элементы цилиндра
- Я умею строить сечения цилиндра
- Я знаю формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра
- Я смогу решить задачу с применением этих формул
- Я знаю, как решить типовые задачи сегодняшнего урока
- Я смогу объяснить решение этих задач отсутствующему на уроке ученику
- Я расширил на уроке свои знания о цилиндре
Литература:
Геометрия 10 -11, Л.С.Атанасян и др.
Изучение геометрии 10-11, С.М.Саакян, В.Ф.Бутузов
Энциклопедия "Математика", издательство "Аванта+"
Материалы сайтов:
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211204
http://geometr.info/geometriia/cilindr.html
http://www.college.ru/mathematics/courses/stereometry/content/chapter5/section/paragraph1/theory.html