Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.
А Моруа 


Семёнова Светлана Евгеньевна -
учитель высшей категории
Классы: 7-11(физика) 

«Испарение и конденсация»8 класс.

Цель урока:

 – продолжить работу по формированию ключевых компетенций учащихся через учебно-познавательную деятельность.

Задачи:

       Образовательные – выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот; объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно кинетической теории; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов, на основе единства и взаимосвязи явлений природы.

       Развивающие - формировать представление о процессе научного познания развитие логического мышления, развивать познавательный интерес уч-ся, через межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать специальные умения и навыки, навыки критического мышления, продуктивной деятельности, умение самостоятельно выделять главное, обобщать, анализировать информацию,

       Воспитательные – способствовать освоению способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития уч-ся, через коммуникативные  умения, работать в парах, группах; воспитывать культуру умственного труда; развивать личностные качества.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:  по характеру познавательной деятельности - проблемный, частично-поисковый, опытно-экспериментальный,

по степени взаимодействия учителя с учащимися - эвристическая беседа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. 

План урока

1. Организация класса.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Освоение нового материала.

-Понятие испарения и конденсации.

-От чего зависит скорость испарения?

-Применение процесса испарения и конденсации.

5. Рефлексия.

6. Первичная проверка знаний.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организация класса.

Здравствуйте. Ребята давайте проверим готовность к уроку: дневник, учебник (закрыт) и тетрадь, ручка. Сегодня мы продолжим разговор об агрегатных состояниях и их взаимных превращениях.

2.Подготовка к усвоению нового материала:

  а) (мотивация) Урок я хочу начать со стихотворения.

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки

Они потекут до ближайшей реки.

*О каком процессе идет речь в этом стихотворении?

Верно, круговорот воды в природе (слайд). Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен.

б). Формулировка темы урока: Начнем наш урок с небольшого опыта.

Опыт. У вас на столах лежат прозрачные стеклышки. Подышите на стеклышко.

*Что вы наблюдаете?

А теперь подумайте.

*Как и почему меняется картина на стеклышке?

*Наблюдали ли вы эти явления в природе и в быту? Где?

*Как называются происходящие явления?

Давайте сформулируем тему нашего урока.  Испарение и конденсация. (Запись в тетради, слайд)

в). Постановка цели урока:

Учитель. Какую цель мы поставим перед собой?

Цель урока: изучить явления испарения и конденсации. (Записать на доске)

А, что значит изучить явление?

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ:

  • Признаки явления, по которым оно обнаруживается (определение)
  • Условия, при которых протекает явление
  • Объяснение явления на основе научной теории
  • Примеры использования явления на практике

3.Актуализация  имеющихся знаний:

Учитель.  Для достижения цели урока необходимо вспомнить ключевые вопросы изученные ранее.

а) вспомнить изученный ранее материал (фронтальный опрос).

* Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

Из чего состоит любое вещество? Как ведут себя мельчайшие частицы вещества? От чего зависит скорость движения частиц?

*В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

* Может ли вещество переходить из одного агрегатного состояния в другое?

* Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?

 * Какой энергией обладают частицы в каждом агрегатном состоянии?

*Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое состояние? Как меняется внутренняя структура вещества?

*Как называется процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое состояние? Как меняется внутренняя структура вещества?

*С поглощением или выделением энергии протекают процессы?

4. Изучение нового материала.

Приведите примеры перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние. Что образуется над поверхностью жидкости? Дайте название и определение этому явлению.

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние, называется ПАРООБРАЗОВАНИЕМ (запись в тетрадь, слайд).

Приводя примеры, вы перечислили основные способы перехода жидкости в газообразное состояние.

На основе знаний о молекулярном строении вещества объясним, как происходит испарение жидкости и, на основе этого, дадим определение испарению и конденсации.

б) Работа в группах

Учитель. Предлагаю обдумать ответ на вопрос в группе (дается карточка с  наводящими  вопросами)

  • Меняются ли молекулы при переходе в пар?
  • Какие частицы при испарении покидают жидкость?
  • Как изменяется средняя скорость оставшихся частиц?
  • Как изменяется средняя кинетическая энергия молекул?
  • Как изменяется  внутренняя энергия испаряющейся жидкости?
  • Как изменяется температура жидкости?

Учитель. Обратимся к молекулярной модели жидкости (слайд на доске).

- Выясним, каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

( тем молекулам, чьи кинетические энергии движения намного больше потенциальных энергий притяжения соседних молекул и ближе к поверхности).

- При какой температуре протекает процесс?

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, во-первых,  находящиеся вблизи поверхности, во-вторых, кинетическая энергия  которых больше потенциальной энергии притяжения соседних молекул.

Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре. (записывают определение в тетрадь).

Если возьмем открытый сосуд  с жидкостью, то через некоторое время жидкость испарится. Если же накрыть сосуд крышкой, будет ли меняться масса жидкости? Конечно, нет.

Возникает вопрос – прекратился ли процесс испарения? А почему же масса жидкости не изменяется?

Делаем вывод: наряду с процессом испарения наблюдается обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость.

Конденсация – явление превращения пара в жидкость.  При конденсации энергия выделяется.

Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаясь над землёй, образуют в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды. Выпадение росы в утренние часы. Следствием конденсации водяного пара в атмосфере являются также дождь.

Учитель. А теперь выясним, от каких факторов зависит скорость испарения жидкости? Предлагаю в группах обсудить этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы. Кому трудно, посмотрите на наводящие вопросы. 

  • Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду?
  • где быстрее испарится вода, в ведре или пролитая на пол?
  • что быстрее испаряется подсолнечное масло или спирт?
  • когда быстрее высохнет скошенная трава в ветреную или безветренную погоду?

Ваши предположение (дети выдвигают гипотезы)–

  • от температуры жидкости,
  • от рода жидкости,
  • от  площади свободной поверхности,
  • наличия ветра…

Учитель. Каким образом мы можем проверить, что скорость испарения действительно зависит от этих факторов?

Исследовать! И не просто исследовать, но и теоретически доказать это, используя знания о строении вещества. Если существуют теоретические утверждения зависимости испарения от физических параметров, то проведенные исследования должны это подтвердить или опровергнуть.

Работа в группах

(Экспериментальное исследование причин изменения скорости испарения)

Каждая группа получает карточку с  индивидуальным  заданием, и по итогам работы один из учащихся от имени всей группы делает вывод. Не забывайте о времени – на работу 5мин, выступление 2 мин. Организаторы, не забывайте оценивать работу каждого в группе, давая жетоны за выдвижение гипотезы, проведение эксперимента…    

(Учащиеся исследуют самостоятельно, работая в группах по 4-5 чел., учитель напоминает правила техники безопасности при выполнении работ. (карточки с заданиями)

Группа № 1

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, спиртовка.

Капните по капле воды на прогретое спиртовкой стекло и на холодное стекло. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано? Сделайте вывод из этого опыта, а зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.

Группа № 2.

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью.

Капните на пластины по капле жидкости. Наклоняя одну из пластинок  в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу как можно больше. Пронаблюдайте за их испарением. Какая капля испарилась быстрее? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от размеров её поверхности. Чем объясняется такая зависимость?  

Группа № 3.

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой.

Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и жидкости для снятия лака. Проследите, какая из капель испарится первой, какая второй. Как можно объяснить результаты опыта на основе знаний о силах молекулярного взаимодействия? Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей.

Группа № 4.

 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, бумажный веер.

 Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и объясните его. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.

Отчет групп (записи в тетради, слайд)

1. От температуры (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух).  

Учитель. Объясните пословицу.  Летом ведро воды-ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи?

2. от площади поверхности жидкости (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух).  

Учитель.  Какая приспособленность у растений пустыни с учетом места обитания? (маленькие листовые пластины, колючки и шипы). Так они сохраняют живительную влагу, уменьшая процесс испарения, за счет уменьшения площади поверхности.

3. от рода вещества (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше).  

Учитель. Ребята, ртуть испаряется очень медленно - ее пары вредны для организма. По этой причине надо остерегаться проливать ртуть. Капли могут попасть в щели пола и оттуда, они будут испаряться годами. Поэтому обращайтесь осторожно с приборами, содержащими ртуть.

4. От наличия ветра над поверхностью жидкости (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону). 

Учитель. Когда быстрее высохнет скошенная трава в ветреную или безветренную погоду?

Учитель. Откройте учебник на стр.40-41. Сравните выводы.

 Поздравляю, вы сами сделали эти открытия!

В летний день вы идёте к озеру, вам жарко. Кто- то загорает, а кто - то купается. При выходе из воды вы ощущаете холод. При испарении воды температура тела понижается, хотя на улице и жарко. Почему?

Ответ: От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Таким образом, жидкость покидают самые « энергичные» молекулы, то средняя скорость оставшихся молекул жидкости, а значит и  их средняя кинетическая энергия уменьшается, поэтому испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Жидкость испаряясь, отнимает часть внутренней энергии тела, его температура понижается. Ощущения являются субъективными. А можно ли доказать это утверждение при помощи термометра? (РОЛИК) Вы можете убедиться в этом сами, проделав опыт самостоятельно.

Учитель. Эти знания можно применять при оказании первой помощи, если у больного жар, то на лоб кладут смоченный водой платок. Если у братика или сестренки поднялась температура, а мама на работе, то вы должны сделать описано в памятке «Оказание первой помощи больному ребенку».
Быстрое испарение эфира или хлористого этила позволяет «заморозить» кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях.
И в то же время надо помнить, что в мокрой одежде холоднее, чем в сухой. А если еще и ветер, то вероятность заболеть возрастает в несколько раз.


Учитель.      Проблемный вопрос.  Почему температура жидкости не понижается беспредельно?

Почему вода в стакане к концу дня не замерзает?

Результат обсуждения:
Вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха. Это происходит потому, что температура воздуха немного выше, чем у испаряющейся воды. Процесс испарения идет с поглощением энергии.

А процесс конденсации идет с выделением энергии.

Испарение имеет большое значение в жизни человека и животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела.

Говоря о практическом применении явлений испарения и конденсации, можно отметить, что быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования. Фреон, аммиак, испаряясь, отбирает от стенок холодильника тепло, вызывая их охлаждение.( В жарких странах принято хранить воду в глиняных кувшинах: вода в них всегда прохладная, так как происходит постоянное её испарение через стенки сосуда, а так как глина плохо проводит тепло, теплообмен с окружающей средой слаб. При поездке летом очень просто получить из тёплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15-20 минут вода будет холодной). Космические аппараты покрывают специальным быстроиспаряющимся веществом для отвода тепла. При прохождении через атмосферу планеты корпус аппарата в результате трения нагревается, и покрывающее его вещество начинает испаряться. Испаряясь, оно охлаждает космический аппарат, спасая его тем самым от перегрева.

Творческое задание. Процесс испарения лежит в основе холодильных установок ( фреон, испаряясь, забирает тепло, тем самым понижается температура..)

А если нет холодильника? Предложите способ охлаждения бутылки молока, летом в жару…

( выслушать ответы детей, если позволит время рассказать о сосудах с пористыми стенками, сквозь которые вода медленно просачивается,…)

5.Рефлексия.  

1. Какова была цель нашего урока?

2.Что помогло в достижении цели?

3.Что нового вы приобрели на уроке?

7. Были ли затруднения? В чём?

8. Обращался ли за помощью?

9. Доволен ли своей работой на уроке?

Учитель. Если вопросов нет, то сейчас проверим,  насколько качественно вы усвоили новый материал. У каждого на столе на обратной стороне рабочего листа есть тест. После выполнения проводится самопроверка и проверка с помощью презентации.

Кто справился со всеми вопросами? Молодцы.

6. Подведение итогов. Оценки

7. Д/3 § 16, 17. Творческое задание.

Практический этап.  Формирование умений и навыков

Ответить на проблемные вопросы.                       

1.В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?

2.Зачем вспотевшую после езды лошадь покрывают на морозе попоной?

3.Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

4.В один стакан налили эфир, а в другой воду (температура жидкостей одинакова). В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?

5.Почему обтирание лица даже теплым одеколоном вызывает ощущение прохлады?

6.Почему белье очень медленно сохнет, если оно сложено в кучу?

7.Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа?

8.Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

9.Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный мороз, и косметологи рекомендуют зимой мазать лицо жирным кремом?

10.Почему мы не получаем ожога, если кратковременно касаемся горячего утюга мокрым пальцем?

11.Почему в холодных помещениях часто бывает сыро?
12.Как известно, после дождя цветы начинают пахнуть сильнее. Объясните это явление.
13.Почему в капроновой и нейлоновой одежде трудно переносить жару?
14.Свежеиспечённый хлеб весит больше, чем остывший. Почему?

15.В каком случае хлеб быстрее черствеет – когда он хранится в закрытом шкафу или на столе? Почему?

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz