Работа - лучший способ наслаждаться жизнью. |
Яцына Ольга Александровна - учитель высшей категории |
Скорость химических реакций. Катализаторы.(9 класс)Цели: образовательные:
Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока I. Понятие «скорость химических реакций» В начале урока сообщаю ребятам о том, что мы сегодня будем изучать процессы, нас окружающие, и рассмотрим, как они протекают. Демонстрирую два простых опыта. При этом прошу учащихся поднять руки, если они увидят признаки химической реакции. В две пробирки наливаю раствор медного купороса. В первую кладу гвоздь (поднятых рук еще нет), а во вторую приливаю раствор едкого натра (сразу появляются руки). Прошу записать на доске уравнение данного химического процесса. После этого возвращаемся к первой пробирке, где уже видны признаки химической реакции, уравнение которой также записывается на доске. Вопрос: чем отличаются эти два процесса? Предполагаемый ответ: скоростью. Вопрос: что же мы будем сегодня изучать? Предполагаемый ответ: скорость химических реакций. Учителем сообщается полная тема и цели урока (слайд № 1). После того, как в тетрадях записали тему урока, предлагаю учащимся познакомиться с интересными фактами (слайд № 2). Интересные факты:
Вопросы: как определить скорость движения автомобиля? Как определить скорость химической реакции? Предлагаю учащимся дать определение скорости химической реакции. Если у них это вызывает затруднения, прошу обратиться за помощью к тексту учебника. Далее записываем определение скорости химической реакции и формулу, по которой ее можно вычислить, в словарь терминов (слайд № 3). Скорость химической реакции определяется изменением концентрации исходных веществ или продуктов реакции в единицу времени.
Вопрос: как скоростью химических реакций можно управлять? Предполагаемый ответ: скорость химических реакций зависит от ряда факторов: 1) природа реагирующих веществ 2) концентрация реагирующих веществ; 3) площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ; 4) температура; 5) катализатор, ингибиторов. Эти факторы записываются на доске. Если учащиеся перечисляют не все факторы, учитель дополняет их ответ. Далее предлагаю проверить экспериментально влияние этих факторов на скорость химических реакций – работа в группах с инструктивными картами. Инструктивная карта Список группы _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В каждую из них прилейте по1 мл. соляной кислоты разной концентрации.
В одну пробирку опустите кусочек мела, а в другую насыпьте порошок мела. Налейте в обе пробирки по 1.5 мл. соляной кислоты одинаковой концентрации.
В две пробирки опустите по одной грануле алюминия. Налейте по 1 мл. соляной кислоты одинаковой концентрации в каждую пробирку. Одну из пробирок нагрейте над пламенем спиртовки.
Каждый ученик в группе выполняет свою функцию: один – проделывает эксперимент, другой – пишет наблюдения, третий – уравнение процесса, четвертый – вывод. Конечно же, если ребятам нужно посовещаться, они могут это сделать. На такую работу при изучении каждого фактора отводится 3 минуты. Поэтому, чтобы успеть выполнить задание, в инструктивной карте записывается только уравнение химической реакции, а наблюдения и вывод ребята пишут на клейких листочках и затем их вклеивают в соответствующие графы. Потом следует взаимопроверка: группы меняются своими инструктивными картами и оценивают работу соседней группы (правильные записи озвучиваются ребятами, а уравнения химических реакций записываются на доске). При изучении 1 и 5 факторов из инструктивной карты использую Интернет – ресурсы (виртуальную лабораторию: слайд № 4 и № 5). Химические процессы протекают как в неживой, так и в живой природе. Вопрос: что же ускоряет биохимические процессы в клетках живых организмов? Предполагаемый ответ: ферменты. Сообщение учащегося: «Ферменты – биологические катализаторы». Общий вывод: знание вопроса о скорости химической реакции имеет большое теоретическое и практическое значение: позволяет управлять химической реакцией и правильно планировать химические производства. Важнейший вопрос влияния на скорость химической реакции! Как замедлить вредные реакции и ускорить полезные? Если мы ответим на эти вопросы, то можем приблизиться к секрету замедления старения! Вопрос: что такое старение (слайд № 6)? Предполагаемый ответ: старение - это закономерный разрушительный процесс возрастных изменений организма, ведущий к снижению его адаптационных возможностей (если учащиеся затрудняются дать определение старения, говорю его сама). Старение организма происходит под воздействием факторов окружающей среды и в первую очередь – кислорода. В соответствии с фактором концентрации – кислорода нужно использовать меньше. Вопрос, какой напрашивается вывод? Предполагаемый ответ: жить в горах. Дышать реже (дышим реже во сне). Вопрос: как учесть фактор температуры? Предполагаемый ответ: снижается температура тела во сне, следовательно, больше спать и с открытым окном. Ингибиторы замедляют процессы старения, а ими являются антиоксиданты (витамин С), косметические средства. После такой беседы предлагаю к следующему уроку составить рецепт долголетия, где нужно не только предложить рекомендации, замедляющие старение, но и обосновать их. Рецепт долголетия оформить на листе формата «А» 4, используя свои дизайнерские способности и компьютерные технологии. На следующем уроке будет происходить защита таких рецептов и выставка самых лучших из них. Закрепление материала идет в виде игры «Счастливый случай» (слайд № 7 - № 13). Команды выбирают вопросы друг другу и за правильные ответы полуют по 1 баллу. Если какая-то команда не может ответить на свой вопрос, это может сделать другая желающая команда. После такой игры подсчитываются баллы, которые заработали команды в ходе всего урока (баллы в инструктивной карте и при закреплении изученного материала) и выставляются оценки командам-победителям. Домашнее задание слайд № 14. Самостоятельная работа (2-3 мин.): вставьте подходящие по смыслу слова. I вариант Фамилия, имя _________________________
II вариант Фамилия, имя _________________________
После выполнения самостоятельной работы осуществляется взаимопроверка по слайду № 15. Характер данной работы скорее всего не оценочный, а диагностический (выявление пробелов при изучении данной темы у каждого ученика). Подведение итогов урока и выставление оценок.
|
|