Работа - лучший способ наслаждаться жизнью.
Э.Кант 

Яцына Ольга Александровна - учитель высшей категории
Классы: 8-11(химия)
                7-11(география) 

Скорость химических реакций. Катализаторы.(9 класс)

Цели:

образовательные:

  •  сформировать понятие скорости химической реакции;
  •  выяснить экспериментально влияние различных факторов на скорость химических реакций;
  •  продолжить формирование практических умений учащихся по проведению эксперимента.

Развивающие:

продолжить формирование компетенций учащихся:

  •  учебно-познавательных,
  •  коммуникативных и кооперативных,
  •  информационных,
  •  личностного самосовершенствования.

Воспитательные:

  •  воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация с этапами урока;
  • лабораторное оборудование на столе учителя: демонстрационный экран, пробирки, раствор медного купороса и едкого натра, железный гвоздь;
  • лабораторное оборудование на столах учащихся: Zn, AI, растворы соляной кислоты разной концентрации, CaCO3 (кусочки и порошок), пробирки, спиртовки, спички, пинцеты, пробиркодержатели.

Ход урока

I.               Понятие «скорость химических реакций»

В начале урока сообщаю ребятам о том, что мы сегодня будем изучать процессы, нас окружающие, и рассмотрим, как они протекают. Демонстрирую два простых опыта. При этом прошу учащихся поднять руки, если они увидят признаки химической реакции. В две пробирки наливаю раствор медного купороса. В первую кладу гвоздь (поднятых рук еще нет), а во вторую приливаю раствор едкого натра (сразу появляются руки). Прошу записать на доске уравнение данного химического процесса. После этого возвращаемся к первой пробирке, где уже видны признаки химической реакции, уравнение которой также записывается на доске.

Вопрос: чем отличаются эти два процесса?

Предполагаемый ответ: скоростью.

Вопрос: что же мы будем сегодня изучать?

Предполагаемый ответ: скорость химических реакций.

Учителем сообщается полная тема и цели урока (слайд № 1).

После того, как в тетрадях записали тему урока, предлагаю учащимся познакомиться с интересными фактами (слайд № 2).

Интересные факты:

  •  Бальзак прочитывал 200 страниц за полчаса.
  •  Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту, т.е. 12.000 знаков.

 

  •  Археолог Р. Шлиман путём тренировок добился того, что очередной иностранный язык выучивал за 6-8 недель.
  •  Ураган движется со скоростью 125 миль в час.

Вопросы: как определить скорость движения автомобиля?

               Как определить скорость химической реакции?

 Предлагаю учащимся дать определение скорости химической реакции. Если у них это вызывает затруднения, прошу обратиться за помощью к тексту учебника. Далее записываем определение скорости химической реакции и формулу, по которой ее можно вычислить, в словарь терминов (слайд № 3).

Скорость химической реакции определяется изменением концентрации исходных веществ или продуктов реакции в единицу времени.

 II.            Факторы, от которых зависит скорость химической реакции

 

 

Зависимость скорости химической реакции от различных факторов изучаем экспериментально в группах по 4 человека (класс был поделен на такие группы заранее).

Вопрос: как скоростью химических реакций можно управлять?

Предполагаемый ответ: скорость химических реакций зависит от ряда факторов:

1) природа реагирующих веществ

2) концентрация реагирующих веществ;

3) площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ;

4) температура;

5) катализатор, ингибиторов.

          Эти факторы записываются на доске. Если учащиеся перечисляют не все факторы, учитель дополняет их ответ. Далее предлагаю проверить экспериментально влияние этих факторов на скорость химических реакций – работа в группах с инструктивными картами.

Инструктивная карта

Список группы _______________________________________________________________

                           _______________________________________________________________                          

  1. Влияние природы реагирующих веществ.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы

 

 

 

 

  1. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В каждую из них прилейте по1 мл. соляной кислоты разной концентрации.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы

 

 

 

 

  1. Влияние поверхности соприкосновения реагентов.

В одну пробирку опустите кусочек мела, а в другую насыпьте порошок мела. Налейте в обе пробирки по 1.5 мл. соляной кислоты одинаковой концентрации.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы

 

 

 

 

  1. Влияние температуры.

В две пробирки опустите по одной грануле алюминия. Налейте по 1 мл. соляной кислоты одинаковой концентрации в каждую пробирку. Одну из пробирок нагрейте над пламенем спиртовки.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы

 

 

 

 

  1. Влияние катализатора.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы

 

 

 

 

          Каждый ученик в группе выполняет свою функцию: один – проделывает эксперимент, другой – пишет наблюдения, третий – уравнение процесса, четвертый – вывод. Конечно же, если ребятам нужно посовещаться, они могут это сделать. На такую работу при изучении каждого фактора отводится 3 минуты. Поэтому, чтобы успеть выполнить задание, в инструктивной карте записывается только уравнение химической реакции, а наблюдения и вывод ребята пишут на клейких листочках и затем их вклеивают в соответствующие графы. Потом следует взаимопроверка: группы меняются своими инструктивными картами и оценивают работу соседней группы (правильные записи озвучиваются ребятами, а уравнения химических реакций записываются на доске).  При изучении 1 и 5 факторов из инструктивной карты использую Интернет – ресурсы (виртуальную лабораторию: слайд № 4 и № 5).

Химические процессы протекают как в неживой, так и в живой природе.

Вопрос: что же ускоряет биохимические процессы в клетках живых организмов?

Предполагаемый ответ: ферменты.

Сообщение учащегося: «Ферменты – биологические катализаторы».

Общий вывод: знание вопроса о скорости химической реакции имеет большое теоретическое и практическое значение: позволяет управлять химической реакцией и правильно планировать химические производства. Важнейший вопрос влияния на скорость химической реакции! Как замедлить вредные реакции и ускорить полезные? Если мы ответим на эти вопросы, то можем приблизиться к секрету замедления старения!

Вопрос: что такое старение (слайд № 6)? 

Предполагаемый ответ: старение - это закономерный разрушительный процесс возрастных изменений организма, ведущий к снижению его адаптационных возможностей (если учащиеся затрудняются дать определение старения, говорю его сама).

Старение организма происходит под воздействием факторов окружающей среды и в первую очередь – кислорода. В соответствии с фактором концентрации – кислорода нужно использовать меньше.

Вопрос, какой напрашивается вывод?

Предполагаемый ответ: жить в горах. Дышать реже (дышим реже во сне).

Вопрос: как учесть фактор температуры?

Предполагаемый ответ: снижается температура тела во сне, следовательно, больше спать и с открытым окном. 

Ингибиторы замедляют процессы старения, а ими являются антиоксиданты (витамин С), косметические средства.

После такой беседы предлагаю к следующему уроку составить рецепт долголетия, где нужно не только предложить рекомендации, замедляющие старение, но и обосновать их. Рецепт долголетия оформить на листе формата «А» 4, используя свои дизайнерские способности и компьютерные технологии. На следующем уроке будет происходить защита таких рецептов и выставка самых лучших из них.

          Закрепление материала идет в виде игры «Счастливый случай» (слайд № 7 -  № 13).

          Команды выбирают вопросы друг другу и за правильные ответы полуют по 1 баллу. Если какая-то команда не может ответить на свой вопрос, это может сделать другая желающая команда. После такой игры подсчитываются баллы, которые заработали команды в ходе всего урока (баллы в инструктивной карте и при закреплении изученного материала) и выставляются оценки командам-победителям.

          Домашнее задание слайд № 14.

          Самостоятельная работа (2-3 мин.): вставьте подходящие по смыслу слова.

I вариант

Фамилия, имя _________________________

  1. Скорость химической реакции определяется изменением концентрации исходных веществ или продуктов реакции в  __________________________    _____________________________.
  2. Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ, их _____________________, поверхности соприкосновения, ________________________, присутствия некоторых веществ.
  3. Биологическими катализаторами являются ______________________.
  4. Вещества, которые замедляют скорость химических реакций, называются _______________________.

II вариант

Фамилия, имя _________________________

 

  1. Скорость химической реакции определяется изменением ____________________ исходных веществ или продуктов реакции в единицу времени.
  2. Скорость химической реакции зависит от ______________________ реагирующих веществ, их концентрации, поверхности соприкосновения, температуры, присутствия __________________  и _____________________.
  3. Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называются ________________________.

После выполнения самостоятельной работы осуществляется взаимопроверка по слайду № 15. Характер данной работы скорее всего не оценочный, а диагностический (выявление пробелов при изучении данной темы у каждого ученика).

Подведение итогов урока и выставление оценок.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz